top of page

Политические иллюзии. Как голоса переселенцев повлияют на результаты местных выборов

Источник - VLADA.IO

В ближайшее время Верховная Рада так или иначе определится с правилами игры на местных выборах. Есть несколько законопроектов, однако ни один из них не даёт ответ на вопрос – смогут ли на этих выборах проголосовать вынужденные переселенцы из зоны АТО, юридически не являющиеся членами местных громад, на территории которых они проживают.

Вокруг этого вопроса в последнее время начались оживлённые дискуссии. Участие переселенцев в выборах усиленно лоббируют некоторые политики, так или иначе связанные с Донбассом. Не в последнюю очередь в надежде обеспечить себя голосами. Кулуарно даже ведутся разговоры о создании партии, ориентированной на электорат из числа вынужденных переселенцев.

Давать переселенцам право голоса, однако, не спешат. Причин здесь несколько. Но сводятся они все к одному — не совсем ясно, в чью пользу сработают эти голоса.

Камнем преткновения являются, в первую очередь, явно пророссийские симпатии части переселенцев. Объективной социологии по данному вопросу нет, но, например, фонд «Демократические инициативы» утверждает, что таковых приблизительно треть. Очевидно, что Донбасс не станет электоральным донором проевропейских политических сил, поэтому правящая коалиция вряд ли заинтересована в том, чтобы его жители участвовали в выборах.

Кроме того, переселенцы это категория, которой очень легко манипулировать. Люди находятся, как правило, в трудном материальном положении, поэтому их легко склонить на свою сторону незначительными подачками и обещанием материальных благ в самое ближайшее время. Также предметом политических спекуляций неизбежно станут обещания обеспечить переселенцев работой, решить их жилищные проблемы и компенсировать убытки, понесённые в результате проведения АТО.

Поэтому не исключено, что решение вопроса об участии переселенцев в выборах так и повиснет в воздухе.

Но, предположим, эти люди всё-таки проголосуют. Как это отразится на результатах выборов? И даст ли это дополнительные шансы конкретным партиям партиям и политикам, чьей электоральной базой ранее был Донбасс?

Оставим в стороне эмоции и демагогию и обратимся к цифрам. Поскольку цифры – это объективная вещь, с которой спорить сложно.

По официальным данным, на «большую землю» выехали уже около 1,3 миллиона переселенцев. Эта цифра, конечно, приблизительная, поскольку учитывает только официально зарегистрированных. При этом нужно иметь в виду, что часть из этих людей на самом деле по месту регистрации не живёт, а вернулись обратно, на неподконтрольную территорию. В то же время, большое количество выехавших из зоны АТО нигде не регистрировались, но при этом проживают на территории, контролируемой Украиной. Динамика количественных изменения отслеживается крайне сложно, поэтому мы будем оперировать официальными данными. Тем более, что если переселенцы всё-таки будут голосовать, то такое право в любом случае будут иметь только те, кто официально оформил свой статус.

По данным структурных подразделений органов социальной защиты населения, по состоянию на май 2015 г. взяты на учет 1 292 834 переселенца, или 1 016 060 семей из Донбасса и Крыма. Вся эта масса людей распределилась весьма неравномерно. Большая часть предпочла остаться в населённых пунктах Донбасса, и лишь немногие уехали в центральные и западные регионы.

Больше всего внутренне перемещенных лиц размещено на подконтрольной Украине части территории Луганской области - 188 тыс. 698 человек. На втором месте - Харьковская область, 173 тыс. 405 человек. Затем следует подконтрольная часть Донецкой области - 109 тыс. 474 человека, Днепропетровская область - 83 тыс. 858 человек, Запорожская - 63 тыс. 749 человек, Киевская - 41 тыс. 361 человек и Одесская — около 25 тысяч человек.

Наименьшее количество переселенцев в западных областях - Тернопольской (2 тыс. 555 человек), Черновицкой (2 тыс. 611 человек), Ивано-Франковской (3 тыс. 429 человек), Ровенской (3 тыс. 490 человек), Закарпатской (3 тыс. 865 человек) и Волынской (3 тыс. 946 человек).

Таким образом, мы видим, что расселение вынужденных переселенцев из зоны АТО осуществляется достаточно компактно, преимущественно в восточных областях. Здесь их процент относительно остальной части населения наиболее высок и, соответственно, высок и электоральный вес.

Так, в Северодонецке, который сегодня является временным административным центром Луганской области, зарегистрировано 20 207 переселенцев, что для относительно небольшого города с собственным населением 130 тысяч, очень много. Доля переселенцев здесь составляет 15,5%.

Похожая ситуация складывается по Луганской области в целом.

Однако, если мы переместимся в Харьков, то здесь уже картина существенно меняется. В этом городе зарегистрировано 88 200 переселенцев из зоны АТО, что относительно местного населения (1 451 522 человека) составляет не более 6%.

Напомним, что Харьковская область — вторая по количеству вынужденных переселенцев.

Что касается Киева, то здесь общее количество зарегистрированных переселенцев составляет 39 047 человек, то есть, при населении города 2 889 904 человека, всего 1,35%.

Другие города центральной и западной Украины рассматривать вообще не имеет смысла — там число вынужденных переселенцев относительно местного населения нигде не превышает 1%.

Таким образом, вполне очевидно, что в абсолютном большинстве регионов вынужденные переселенцы самодостаточной электоральной базой являться не могут, поскольку их общее количество, даже если все они будут голосовать единогласно, не дотягивает до установленного законом проходного барьера. В центральных регионах, в частности, в Киеве, голоса переселенцев могут лишь в незначительной степени усилить существующую электоральную базу политических партий, будучи поделенными между теми политическими силами, которые в своих программах будут затрагивать проблемы вынужденных переселенцев. В западных же влияние переселенцев на общие результаты выборов нивелируется, в первую очередь, в силу их малого количества, а также в силу того, что туда в основной массе выехали люди с чётко выраженной проукраинской позицией, поэтому они просто органично растворятся в местном электорате. Точно так же переселенцы в юго-восточных областях (Днепропетровской, Запорожской, Одесской), в силу схожих политических взглядов, растворятся в местном электорате.

Существенное влияние на результаты выборов вынужденные переселенцы могут оказать только в Луганской и Харьковской областях, однако, поскольку политические симпатии переселенцев и местного населения, в целом, идентичны, на расстановку политических сил в местных советах это не повлияет. Единственное, на что могут повлиять голоса переселенцев в этих областях - это мажоритарка. При такой концентрации, как, например, в Северодонецке, участие в выборах переселенцев может запросто склонить чашу весов в сторону определённого кандидата на пост городского головы.

Однако в целом, независимо от того будут участвовать вынужденные переселенцы в местных выборах или нет, электоральная карта Украины существенно не изменится и появления эффективных «переселенческих» партий ожидать не стоит.

Дмитрий Цукерман

свежак
bottom of page